Правила додзё.

 

  1. В этом додзё должны строго соблюдаться традиционные правила поведе­

    ния. Его дух установлен самим Основателем айкидо, и оно является мес­

    том, наследующим его учение. Каждый ученик обязан честно и искренне

    следовать этому учению.
  2. Каждый ученик обязан принимать участие в создании благоприятной ат­

    мосферы гармонии и уважения.
  3. Очищение является активной благодарственной молитвой. Каждый уче­

    ник обязан поддерживать чистоту в додзё и очищать свой разум и свое сер­

    дце.
  4. Додзё, если нет на это непосредственного разрешения сэнсэя, не должно

    использоваться ни для каких других целей, кроме регулярных запланиро­

    ванных занятий.
  5. Только сэнсэй решает, будет он вас обучать или нет. Вы не можете купить

    технику. Ежемесячные членские взносы обеспечивают вам место для прак­

    тики и предоставляют вам скромную возможность выразить свою благо­

    дарность за получаемую науку. Каждый ученик обязан вовремя вносить

    взносы.
  6. Относитесь с уважением к Основателю и его учению, которое наследует и

    передает сэнсэй. Относитесь с уважением к додзё, к тренировочному обо­

    рудованию и друг к другу.

Правила тренировки

  1. Необходимо уважать учение и философию Основателя, а также способ, с

    помощью которого сэнсэй передает это учение.
  2. Моральной обязанностью каждого ученика является никогда не использо­

    вать техники айкидо во вред другому человеку или для проявления своего

    эго. Это техника не разрушения, а созидания. Это инструмент для созда­

    ния лучшего общества благодаря совершенствованию индивида.
  3. На мате не должно быть столкновений эго. Айкидо — это не уличная дра­

    ка. Вы находитесь на мате для того, чтобы преодолеть и очистить свои аг­

    рессивные реакции, чтобы воплотить в жизнь дух самурая, открыв свою

    социальную ответственность.
  4. На мате не должно быть соперничества. Целью айкидо является не борьба

    с противником и нанесение ему поражения, а борьба со своими собствен­

    ными агрессивными инстинктами и победа над этими инстинктами. Сила
  5. айкидо — не в мышечной силе, а в гибкости, связи, согласовании, контро­ле и скромности.

  6. Высокомерие недопустимо. Все мы должны сознавать пределы своих воз­

    можностей.
  7. Физические способности у всех людей разные, так же как и причины, зас­

    тавившие их заниматься айкидо. К этому следует относиться с уважением.

    Настоящее айки — это правильное и гибкое применение техники в любых

    меняющихся обстоятельствах. Вы несете ответственность за то, чтобы не

    наносить никаких повреждений. Вы обязаны защищать своего партнера

    по тренировке и себя.
  8. Слушайте инструкции, которые дает сэнсэй, и выполняйте все его указа­

    ния искренне и в полную меру своих сил. Спорам здесь не место.
  9. Все ученики изучают одни и те же принципы. Здесь не должно быть конф­

    ликтов между группами или предпочтения той или иной стороны. Все чле­

    ны додзё — одна семья, и секрет айкидо в гармонии.

Если вы не в состоянии соблюдать эти правила, вы не можете изучать айки­до в этом додзё.

Правила поведения в додзё

  1. Входя и покидая место занятий в додзё, поклонись стоя.
  2. Входя на мат или покидая его, всегда совершай поклон в направлении

    сёмэна или портрета Основателя.
  3. Относись с уважением к орудиям тренировки. Ги должна быть чистой и

    целой. Оружие должно быть в хорошем состоянии и, если оно не исполь­

    зуется, находиться на своем месте.
  4. Никогда не пользуйтесь ги или оружием, принадлежащими кому-то дру­

    гому.
  5. За несколько минут до начала практики вы должны, хорошо разогрев­

    шись, сидеть с соблюдением принятых правил на своем месте, находясь в

    состоянии спокойной медитации. Эти несколько минут предназначены

    для того, чтобы освободить свой ум от проблем дня и подготовиться к за­

    нятиям.

6. Класс открывается и закрывается с соблюдением установленной цере­

монии. Важно приходить вовремя и принимать участие в этой цере­

монии, но если вы все же опоздали, вы должны подождать, сидя, согласно

установленным правилам, рядом с матом, пока сэнсэй не подаст сигнал,

разрешающий вам присоединиться к классу. Приблизившись к мату, вы

должны поклониться в положении сидя. Самое главное, чтобы при этом

вы не помешали занятиям.

  1. Сидеть на мате вы должны в сэйдза (установленная правилами сидячая по­

    за). Если у вас травмировано колено, вы можете принять позу со скрещен­

    ными ногами, но никогда не сидите с вытянутыми ногами и никогда не

    опирайтесь о стенку или столб. Вы должны постоянно сохранять алерт-

    ность.
  2. Не покидайте мат во время практики, за исключением тех случаев, когда

    вам нанесена травма или вы заболели.
  3. Во время занятий, когда сэнсэй демонстрирует технику, которую вы буде­

    те изучать, вы должны спокойно и внимательно следить за ним, сидя в

    сэйдза. После того как демонстрация закончена, вы кланяетесь сэнсэю, по­

    том своему партнеру и только потом приступаете к выполнению техники.

 

  1. Когда дан сигнал об окончании техники, вы должны немедленно остано­

    виться. Поклонившись своему партнеру, быстро становитесь в ряд с ос­

    тальными учениками.
  2. Никогда не стойте на мате без дела. Вы должны заниматься практикой

    или, если это необходимо, сидеть в положенной позе, ожидая своей оче­

    реди.
  3. Если по какой-то причине абсолютно необходимо задать вопрос сэнсэю,

    подойдите к нему (никогда не подзывайте его к себе), поклонитесь, выра­

    жая свое уважение, и ждите от него подтверждения.
  4. Получая во время занятий личные указания, сидите в сэйдза и вниматель­

    но следите за сэнсэем. Поклонитесь ему, когда он закончит. Когда он дает

    указания кому-то другому, вы должны прекратить практику, чтобы сле­

    дить за ним. Сидите в положенной позе и поклонитесь ему, когда он за­

    кончит.
  5. Уважайте того, кто обладает большим опытом. Никогда не спорьте отно­

    сительно техники.
  6. Вы здесь находитесь для практики. Не навязывайте свои представления

    другим.
  7. Если вам известно движение, которое сейчас изучается, и вы работаете с

    кем-то, кто его не знает, вы можете провести через него этого человека.

    Но не пытайтесь исправлять или давать указания своему партнеру по тре­

    нировке, если вы не достигли уровня старшего юданся.
  8. Сведите разговоры на мате к абсолютному минимуму. Айкидо — это

    опыт.
  9. Не слоняйтесь вокруг мата до или после занятий. Это пространство пред­

    назначено для учеников, которые хотят тренироваться. Для общения в

    додзё есть другие места.
  10. Мат необходимо каждый день подметать перед началом занятий и после

    того, как они окончены. Каждый обязан поддерживать в додзё чистоту.
  11. Никакая еда, питье, курение или жевание резинки на мате или рядом с

    ним на протяжении занятий недопустимы, а также в любое другое время,

    когда вы находитесь на мате.
  12. Во время занятий на вас не должно быть никаких украшений.
  13. Никогда не пейте алкогольных напитков, когда на вас надето ги для за­

    нятий.

Вы можете прийти в любое время посмотреть, как проходят занятия, но при этом вы должны соблюдать следующие правила:

  1. Сидеть нужно в почтительной позе, не полулежа и не взгромождая ноги

    на мебель.
  2. Запрещается есть, пить или курить, пока проходят занятия.
  3. Запрещается говорить с кем бы то ни было, если он находится на мате.
  4. Нельзя разговаривать и слоняться вокруг, когда инструктор демонстриру­

    ет движение или дает пояснения.
  5. При открытии и закрытии класса вы должны сидеть на мате в позе сэйдза

    и участвовать в общей церемонии. Оставайтесь сидеть, пока сэнсэй не по­

    даст сигнал приступить к занятиям в начале занятий или покинуть мат в

    конце.

Если вы не уверены в том, что делать в конкретной ситуации, спросите стар­шего ученика или просто следуйте примеру своего старшего.

Хотя создается впечатление, что нужно запомнить слишком много правил этикета, в процессе тренировок это происходит само собой. Не стоит обижать­ся, если вас исправят, потому что соблюдение каждого правила этикета важно для вашей безопасности и для приобретения опыта.